Вырезка из Бюллетеня "В защиту науки" №16 (2015г)
(полный текст бюллетеня прикреплен к посту)
Согласно статистике Диссернета, распределение фальшивых диссертаций по специальностям очень неоднородно. Среди всех областей знаний с большим отрывом лидирует экономика (около 43%). За ней второе место делят педагогика и право, далее следуют медицина, политология, технические и социальные науки. Реже всех в фальсификациях оказались замечены представители естественных наук. Такое распределение соответствует распределению по самым проблемным областям бытия российского государства в целом: больная экономика, ущербная юриспруденция, деградирующее образование, неэффективная система здравоохранения – всё то, что нам, к сожалению, и так известно из других источников и на основании собственного жизненного опыта. Почему возникает такая корреляция между проблемами в определенной сфере нашей жизнедеятельности и масштабом фальсификации в соответствующей области знаний? Ключевым словом в ответе на этот вопрос является «невежество». Именно высокий уровень невежества и, как следствие этого, отсутствие сильного экспертного сообщества в каждой из вышеперечисленных областей знания, с одной стороны, не позволяют выстроить надежный заградительный барьер и, по сути, открывает двери перед мошенниками и фальсификаторами, а с другой – приводит к деградации качества в соответствующей сфере жизнедеятельности. В современном высокотехнологичном мире уровень научного знания, а не миф и лженаука, определяет качество жизни. Наличие корреляции между уровнем признания в международном научном сообществе и масштабом фальсификаций косвенно иллюстрирует график, представленный на рис. 3. Согласно результатам, полученным с помощью библиометрической базы данных SCOPUS и данных Диссернета, количество сфальсифицированных диссертационных работ по областям знаний обратно пропорционально российскому вкладу в этих областях знаний на международном уровне. Из графика на рис. 3 видно, что ничтожность относительно мирового уровня российского «научного» вклада в таких областях, как экономика, право, педагогика, заметно коррелирует с уровнем фальсификаций и массовым нарушением академической этики, наблюдаемым для этих специальностей.
Для построения социологической модели общества часто более важной является реакция общества на появление информации о нарушениях, чем факты самих нарушений. В этом смысле ежедневное появление на интернет-странице сообщества «Диссернет» новых экспертиз диссертационных работ, содержащих масштабные заимствования, является хорошим примером неразрушающего социологического эксперимента. Эффективность такого эксперимента многократно усиливается, благодаря последующему распространению информации с помощью федеральных и региональных систем массовой информации. По реакции общества и реакции самого автора научно-квалификационной работы на по явление информации о наличии в его работе признаков фальсификации можно судить о состоянии морали в обществе, сравнивать работу репутационных механизмов в России и за рубежом. Если на Западе чиновника или ученого уличают в плагиате – он в течение короткого периода времени лишается и своей ученой степени, и всех постов, которые он занимал на государственной службе. Примеров тому очень много: от простых преподавателей до министров и даже президента страны. В России в противоположность этому не принято признавать свои ошибки. Обычно уличенные в фальсификации своих научных работ ограничиваются формальными отговорками: ничего не знаю, я сам писал, а вы сами кто такие?
https://psv4.vk.me/c812129/u51935939/docs/1e2018085c62/BVZN_16_hi.pdf?extra=TohDcGhh5TyG1GQ9hRVtMBqEUjBE94EZ8v30k4jmyoQkuSS-fzrY-dlXKBlZ6TFiJDJCuJxVOk-L7-y4jKxKYn14LPYcbdruJ0VrTHhoKA